В этой статье я хочу коротко рассказать о яхтенной практике, которую я проходил с 6 по 16 октября в Черноморской яхтенной школе (г. Севастополь).
Практика — последний этап сертификации по квалификации IYT Bareboat Skipper. До нее, еще весной я прошел онлайн-обучение по программам IYT Competent Crew, IYT Bareboat Skipper и IYT VHF Radio Operator, сдал онлайн-тесты. Практика должна была быть еще в апреле, но коронавирусные события отодвинули ее на октябрь. Впрочем, нам повело: погода в этом октябре была обалденной, даже в день отъезда температура воздуха была 24 °С, вода все это время была 21—22 градуса. Дождей почти не было.
Черноморская яхтенная школа — официальная школа IYT. Права IYT — самые признаваемые яхтенные права в мире.
Добрались мы до яхт-клуба "Адмирал" в Стрелецкой бухте (здесь базируется Черноморская яхтенная школа и одноименная чартерная компания в г. Севастополь) к обеду. Оформили документы, заполнили анкеты. На нас завели личные дела, в которых наши инструктора будут записывать свои комментарии, расписывать ход обучения и т.д. До распределения по лодкам мы успели пообедать в местной школьно-чартерной столовой. Все очень вкусно и недорого. В дальнейшем мы заказывали у них завтраки и обеды на всю команду. После того как закончилось оформление документов на всех курсантов, нас распределили по лодкам. Мы попали на яхту "Перна": Bavaria 50 Cruiser. Год выпуска: 2008, вместимость: 12 человек, длина: 14,00 м, ширина: 4,49 м, осадка: 2,42 м, двигатель: Volvo-Penta D2-40 (4-цилиндровый турбодизель мощностью 75 л/с). По парусному вооружению — типичный бермудский шлюп с топовым вооружением.
На камбузе есть 2 холодильника, горячая и холодная вода, газовая плита с духовкой. Сама плита на карданном подвесе, который позволяет готовить на ней при качке.
В море используется газовая плита. По части электрики — сервисные аккумуляторы, которые заряжаются от двигателя. Есть инвертор на 220 В. Все остальное подключается к сети 12 В, через розетки, как в автомобилях. Когда лодка в марине (на яхтенной стоянке) — подключается питание с берега.
Инструктор нам достался Тарас Обруч — опытный капитан, который яхтингом занимается с раннего детства, мастер спорта СССР, действующий яхтсмен, постоянно участвующий в различных регатах, и прочая, и прочая, а также интересный человек и собеседник, с которым мы вечерами беседовали на всевозможные темы. Хочу здесь выразить ему громадную благодарность за терпение и... терпение, с которым он постарался вложить знания и необходимые навыки нашей разношерстной компании. Почти всем из нас тяжело давались определенные моменты, и Тарас постарался индивидуально поработать с каждым из нас, помогая понять и отработать на практике самые тяжелые для каждого элементы.
Мне досталась кормовая каюта. В такой живет Тарас (он большую часть времени жил с нами на лодке и в этом нам тоже повезло!). В каюте есть 2-спальная кровать, рундук для одежды из двух отделений, большая длинная полка под иллюминатором, маленький рундучок. Вообще, на лодке много-много всевозможных рундуков и мест для хранения. Все они закрываются на защелку чтобы не хлопать дверцами и не открываться при качке.
Первое что мы отрабатывали в 1-й день обучения — это приемка лодки. Это очень понадобится в дальнейшем всем, кто будет брать яхты в чартер. Нужно сверить по бумагам список оборудования, материалов и инвентаря на борту (от инструментов и запчастей до тарелок и спасжилетов), оценить яхту на предмет наружных и внутренних повреждений, проверить работоспособность оборудования. Кто брал автомобили в аренду, процедуру примерно представляет. Здесь только список гораздо больше. Также на исходе этого дня мы попрактиковались в бросании концов, бухтовании линей, если на сухопутном языке — работе с веревками.
По вечерам можно погулять, оценить местную кухню, выпить и пообщаться.
Утро начинается с кофе, завтрака, у меня еще удаленной работы. В клубе можно договориться о недорогом Wi-Fi, который большую часть времени работал без нареканий. Скорость достаточна как для серфинга, загрузки фото, работы, так и для просмотра видео.
Потом завтрак. Как я уже говорил, кормили нас очень вкусно и недорого. На фото — запеканка и бутерброды.
Сегодня занятия у нас начались с отхода от пристани, работе со швартовами и мурингами. Хождение на моторе носом и кормой вперед, восьмерки вокруг буев.
Готовимся к обеду. Сегодня ветренно, с ложки сдувает суп.
Учебный день начинается с 9 утра и продолжается до 18 часов, иногда чуть дольше, с перерывом на обед.
Учеба продолжается.
Швартовка лагом. Правым бортом проще, т.к. лучше видимость борта. Страшно приложить лодку о причал.
После обеда продолжили ходить на моторе, потом вышли их бухты и устроили купание для экипажа.
Повстречали фрегат "Херсонес", который готовится ко входу в порт Севастополя.
Первая работа под парусами.
Грот и генуя у "Перны" на закрутках. На фото видно поставленный грот, а генуя еще в закрутке.
Новый учебный день.
Спасательное судно "Коммуна". Из википедии: "морское вспомогательное судно Военно-Морского Флота Российской Федерации (ВМФ России), спасатель подводных лодок, по конструкции — катамаран. Старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи". Спущено на воду в 1915 г.
Подход кормой.
Качает сегодня
Вечером пошли с ночевкой в Севастопольскую бухту. Видели коллег на "Баттерфляе" под спинакером (или генакером?) на фоне садящегося солнца.
Сегодня у нас занятия по навигации, планируется переход в Балаклаву.
Определение места судна по компасным пеленгам.
Учения перенесли, поэтому в Балаклаву мы не пошли, иначе на следующее утро мы бы не вышли из Балаклавы из-за закрытого рейда. Походили под парусами, покрутили повороты оверштаг и фордевинд, позанимались изменениями и удержаниями курса. Потом Тарас нам устроил гонки вокруг трех буев на время. Задача максимально быстро и с минимальным количеством смен галса пройти по треугольнику вокруг трех буев.
Поворот оверштаг
Поворот фордевинд
На остром бейдевинде
Галфвинд
Последний день перед экзаменом. Шлифуем швартовки и подходы, ходим под парусами. Заодно изучили постановку на якорь.
Сегодня экзамен. Всего ставится около 10 оценок, нужно все сдать не хуже, чем на тройки. Инструктора разные, Тарас на лодке присутствует, но подсказывать не может. За подсказки и помощь — сразу дисквалификация.
После экзаменов вышли в море смыть с себя переживания. Экзамен всем дался нелегко.
Евгений (в красной футболке Черноморской яхтенной школы) как лучший курсант группы получил сертификат на скидку для чартера.
Комментарии